Российский завод Nokian - десять лет за плечами

  • 03 сентября 2015 02:36:20
 
Максим Кадаков из «За рулем» провел «ревизию» на празднующем свой юбилей заводе Nokian под Петербургом.
К своему стыду, я ни разу здесь не был, хотя частенько заглядывал на соседний Ford. А ведь это не просто «еще один шинный завод», а монстр производственной мощностью 15,5 миллиона покрышек в год – самое крупное шинное предприятие в странах СНГ и второе по величине в Европе! Когда в 2005 году пускали завод, о таких объемах и не мечтали, но дело пошло. И производство не раз серьезно модернизировали. Сейчас здесь работают шиносборочные машины MAXX 20 голландской фирмы VMI, разработанные по финской спецификации специально для завода во Всеволожске. Они позволили полностью автоматизировать сборку покрышек и увеличить производительность каждой модернизированной линии с прежнего миллиона до полутора миллионов шин в год. За эту технологию фирма VMI получила престижную «шинную» премию Tire Technology Awards. Материнский завод в финском городе Нокиа когда-то делал по 6 миллионов шин в год, а теперь – лишь 3 миллиона. То есть на долю российского производства приходится 85% выпуска шин Nokian! И если десять лет назад начинали с 23 типоразмеров, то теперь их полторы тысячи, причем ежедневно в производстве находится около ста двадцати. Всеволожцы освоили быструю смену пресс-форм и делают ставку на сочетание больших масштабов и широкого ассортимента: это «короткие» партии и частые переходы с одного типоразмера на другой.

Первые полтора года завод работал на резиновых смесях, которые привозили из Финляндии. А в 2007 году запустили свой цех резиносмешения. Шипуют шины тоже на заводе.

Источники сырья одинаковы и для завода в городе Нокиа, и для всеволожского производства. Доля российского сырья довольно высока – это прежде всего синтетический каучук и технический углерод. Натуральный каучук везут из Юго-Восточной Азии (на него приходится 25–30%, остальное – синтетический), а стальной корд – из Европы и Беларуси.

Для простых финнов это боль и радость одновременно. Когда завод во Всеволожске только строили, финские профсоюзы забеспокоились: куда смотрит правительство? В Финляндии объемы производства падают, а в России строится новый завод! А когда и на рынке Финляндии стали продаваться российские шины, тамошние газетчики язвили: имеет ли право покупатель знать, откуда поставляется купленный им товар?

Но против экономики не попрешь: себестоимость российских шин ниже – работает эффект масштаба, дешевле некоторые энергоносители и зарплаты поскромнее, чем у финнов. А вот разработка новых шин по-прежнему сосредоточена в Финляндии, что не в последнюю очередь связано с работой двух домашних испытательных полигонов – летнего в городе Нокиа и зимнего в Ивало. Лишь специфические испытания проводятся в других регионах – на юге России (Краснодарский край, Дагестан), на юге Европы, в Техасе, в ЮАР.

Поначалу предполагалось, что почти весь объем производства поглотит российский рынок, а крохи планировали распихивать по рынкам СНГ. Но после кризиса 2009 года стало ясно, что нужно менять концепцию, – и была сделана ставка на экспорт, на который сейчас приходится 50–60% общего объема сбыта.

Основные экспортные поставки идут по двум направлениям: это Центральная Европа (Германия, Италия, Швейцария, Франция, где суммарно расходится около 5 миллионов шин) и Северная Америка, где в прошлом году продажи выросли на 40%. Связано это с изменением валютных курсов (экспорт выгоден), а еще с тем, что в Штатах и Канаде активно растет рынок зимних шин. Были две холодные зимы подряд, и шинные дилеры заканчивали сезон с нулевыми остатками, – янки сметали всё, что имелось на складах! Кроме того, в Америке активно продаются летние шины, всесезонные, а также вседорожные – в подавляющем большинстве российского (а не финского) производства.

Во Всеволожске не без гордости говорят, что их шинный завод – крупнейший российский экспортер потребительских товаров. И лейбл Made in Russia никого не смущает, даже американцев: для покупателей важен бренд и качество, а не страна происхождения.

Но если шины Nokian столь популярны даже в Америке, то почему они не поставляются автозаводам для первичной комплектации? Потому, что дорого. Российские автопроизводители готовы поступиться качеством и ставят на свои массовые автомобили то, что подешевле. Поэтому шины Nokian идут только на вторичный рынок, причем преимущественно через сеть фирменных магазинов Vianor, которых у нас больше четырехсот. Впрочем, средний ценовой сегмент тоже освоен – благодаря шинам Nordman, которые выпускаются только в России.

Вложенные в завод 800 млн евро давно окупились. Так что с открытием производства в России фирма Nokian попала в самое яблочко.


Источник: «За рулем». Максим Кадаков

 
 
 
Оставить отзыв ↓
 
Ещё никто не оставил отзывов к записи.